Сегодня Вторник | Дата: 26.09.2017 | Время: 13:56
Последние новости
Моя шахтерочка
Добавил: doomik
Всего комментариев: 0
Незрячий массажист "Шахтёра" шагнул в Книгу рекордов
Добавил: doomik
Всего комментариев: 0
Вот так Видео с ТРК Юнион
Добавил: doomik
Всего комментариев: 0
чёто
Доброго времени суток, Гость! Авторизуйся или зарегистрируйся
На своем сайте я публикую фотографии своей коллекции футбольных шарфов ФК Шахтёр, а также некоторые интересные новости из мира футбола, фанатов, околофутбольных тем .


Навигация
Форма входа
Поиск по сайту
Друзья сайта
Za Boys Ultra
Scarves Collections ШАХТА - Сайт болельщиков донецкого «Шахтера»
Статистика
Проверка сайтов
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мы Вконтакте
Сегодня
26.09.2017 - 13:56

Собиратели "роз"
Собиратели "роз"

По данным статистики, в мире насчитывается несколько мил лионов коллекционеров. Эти люди делом своей жизни видят сбор значков, марок или наград. Но есть среди коллекционе ров и те, кто собирает фанатские шарфы, или, другими слова ми, «розы». Именно о них и пойдет речь в спортивной рубрике «элитного квартала».

Текст: Евгений Мохов, Фото: Сергей Шубкин, из архивов Lindrosa







«РОЗА» КРАСНАЯ МОЯ

Самым главным элементом атрибутики футбольного болельщика был и остается фанатский шарф. Известные политики и служащие, бизнесмены и чиновники, гла-мурные девушки и «гопники» – все социальные слои в едином порыве украшают свой гардероб цветастыми шарфами, или, как их еще называют, «розами» любимого клуба. Спортивные летописцы единодушны во мнении, что мода на шарфы, как и на сам футбол, пришла к нам с Туманного Альбиона. А вот о дате производства первого фанатского шарфа мнения разделяются. Самой распространенной является версия, что это произошло в районе 60-х годов в Англии. Историки ссылаются на сделанную в то время фотографию культовой группы The Beatles. На снимке музыканты предстают в шарфе футбольного клуба «Ливерпуль». Причем этот шарф настолько длинный, что им смогли обмотаться все участники группы.



В Советском Союзе первые шарфы появились в конце 70-х – начале 80-х у фанатов московского «Спартака» и так же, как и их английские аналоги, производились по принципу: «чем длиннее, тем лучше». Изготавливали их преимущественно… бабушки фанатов.

В начале 90-х годов поклонники футбола почему-то стали называть свои цветастые атрибуты «розетками» (или сокращенно «розами»). Название «роза» происходит от английского rosette — это ленточка цветов клуба, которую прикалывали к груди европейские болельщики еще до появления моды на шарфы. В 1995–96 годах, когда «красно-белые» выступали в Лиге чемпионов, название «роза» прочно вошло в обиход русских болельщиков, а вместе с ним и всевозможные ритуалы и термины из иностранных культур «боления».

На одном из форумов движения «Фратрия», которое поддерживает московский «Спартак», известный фанат с ником «Профессор» рассказывает об истории «роз» в нашей стране: «История спартаковской атрибутики насчитывает без малого три десятка лет. Первые шарфы появились в начале 70-х, с рождением самого движения фанатов. Но это были так называемые „самопальные" шарфы, то есть связанные вручную. В первые годы обладатель „розы" ходил гордо. Случались и курьезы. Известен случай, когда на троих закадычных друзей был связан один девятиметровый шарф, они так и ходили, обнявшись и обмотавшись этим произведением искусства. Для молодого фаната будет, наверное, дико, при всем том изобилии атрибутики, которая свалилась на их голову за последние годы, что любой шарф в то вре мя — это было уже само по себе круто…»

\


… В середине 80-х кооператив «Фотон» из Тарасовки начал выпуск «печаток» — простой материал, на который краской наносился рисунок. Получалось очень красиво, но был один существенный недостаток — недолговечность. После стирки «роза» теряла свой вид. Большого распространения «печатки» не получили. Основное их применение — это коллекция.

Первый вязаный шарф с надписью «Спартак» сделал старый фанат Аист в 1987 году. Это был односторонний шарф (рисунок только с одной стороны), а его тираж был настолько мал, что сейчас он есть далеко не у всех коллекционеров…

Время шло, и фанов уже не устраивал набор шарфов, имеющийся в их арсенале. «Спартак» постоянно играл в Еврокуб-ках, и болельщики все чаще задавали себе вопрос: «Ну почему у нас нет таких шарфов, как у фанатов зарубежных команд?».

Вторая революция в производстве «роз» произошла 13 сентября 1993 года. В этот день в продаже появился первый шарф, связанный в Англии старым фанатом Славой Трубецким. Именно в те годы появились первые коллекционеры шарфов. Кстати сказать, «розы» тех лет стоят более 120 долларов. Фанаты до сих пор помнят шарфы, произведенные на Туманном Альбионе: английский акрил отличается мягкостью, легкостью и хорошей носкостью.

С 1992 года в России стали серийно выпускать фанатские шарфы. Развитие технологий производства позволяло вывязывать даже мельчайшие детали самого причудливого рисунка. Как следствие, шарфы становились доступными широкому кругу спортивных болельщиков. И все-таки узкий круг фанатов из числа истинных ценителей уникальных «роз» отдавал предпочтение шарфам ручной вязки, число которых сокращалось с каждым годом.
В Советском Союзе первые шарфы появились в конце 70-х — начале 80-х у фанатов московского «Спартака».


Различались и подвиды шарфов. «Розу», с крупным названием любимого клуба и его эмблемой на концах с указанием регалий и титулов, фанаты называли «классикой». Однако теперь с этим мнени-

ем согласны далеко не все. Есть и другая точка зрения, согласно которой «классика» – это шарф, вписывающийся в классический стиль одежды; строгий, а не аляповатый, высококачественный шарф цветов клуба с вышитой на концах эмблемой.

Чтобы отличаться от простых болельщиков – «Кузьмичей» – истинные фанаты в середине 90-х ввели свой дресс-код. На их шарфах красовалась надпись Ultras – это своего рода знак отличия, показывающий принадлежность к настоящей фанатской среде. Такие шарфы производились ограниченным тиражом и выдавались только зарекомендовавшим себя людям. В ответ на это «Кузьмичи» из среды болельщиков красноярского «Металлурга» сделали шарфы с надписью: «Кузьмичами сильно Отечество». Сегодня в моде остаются «розы» с указанием регалий клуба, например, «чемпион-1998», «обладатель Кубка-2006» и т. д.

С 1995 года распространители программок, справочников и значков, торгующих перед стадионом, стали выпускать шарфы собственного производства. Так появились первые, нефанатские, дизайны «роз». Теперь на шарфах зарабатывают не только торговцы атрибутикой, но и сами футбольные клубы. А в пункте «доходы клуба» появилась еще одна дополнительная графа.
РАРИТЕТЫ РОДИНЫ

Коллекционирование шарфов — одно из самых интересных околоспортивных занятий. Коллекционеры шарфов — особые люди. Они готовы целенаправленно, по несколько лет, «вести» редкий экземпляр (вроде шарфа Воронежского «Труда» — прим. «ЭК»), чтобы потом, заполучив его, обрести приятное чувство выполненного долга… до охоты за следующим раритетом.

Одной из самых больших коллекций шарфов на территории бывшего Союза обладает москвич Борис, известный среди коллекционеров как фан Lindros. «В конце 90-х годов у меня уже было около двух десятков шарфов, привезенных с выездных ^ матчей своего клуба и матчей Еврокуб-ков российских клубов, а в 1998-м к нам в школу приезжали британские школьники. Именно тогда я поменял один из российских шарфов на „розу" клуба „Астон Вилла" из Бирмингема. С тех пор стал активно обмениваться с коллекционерами всего мира», — рассказывает Lindros. Сейчас оно приближается к тысяче и уверенно перевалит данную отметку до конца первого полугодия этого года. После приобретения 900-го шарфа, а это было около трех лет назад, Борис перестал считать число экземпляров своей коллекции. В настоящий момент он располагает «розами" из 50 стран Европы, Азии, Латинской Америки. Однако за географическим разнообразием Lindros не гонится, предпочитая собирать шарфики российских клубов. Борис полагает, что если б не некоторые обстоятельства, связанные с обучением в аспирантуре, его коллекция могла бы увеличиться на 500–600 экземпляров.
"Барскарф» — шарф в полоску с нашитым логотипом клуба или названием группировки.

Свое увлечение коллекционеры объясняют по-разному. «Честно говоря, я не понимаю ценность полиграфической продукции о футболе, ведь она, в отличие от тех же шарфов, выпускается большими тиражами, и приобрести ее значительно легче, чем достать редкую „розу" российского клуба», -считает Борис. Хотя, справедливости ради, он отмечает, что большинство «программщиков» тоже не понимают ценности коллекционирования шарфиков. Так, известен случай, когда один известный коллекционер программок за редкий экземпляр «предматчевого издания» отдал два шарфа, один из которых (ФК «СКА», СПб) в кругу коллекционеров обладает особой ценностью, поскольку первоначально их было выпущено всего около 10 штук.

Размеры частных коллекций «роз» у всех разные. Кто-то гонится за количеством, некоторые собирают исключительно раритеты. Первым шарфам в нашей стране около 20 лет, в СССР они выпускались небольшими тиражами. Да и российских «собратьев» удается отыскать далеко не всегда. Поэтому розу ФК «Ковровец» (Ковров) или хулиганский шарф клуба «Мосэнерго», тиражи которых составлялют четыре и три экземпляра соответственно, найти значительно сложнее и престижнее, чем шарфы английских клубов 1960-х годов.

Также, по мнению Lindrosа, не представляется серьезным достижением наличие в коллекции шарфов сборных Тринидада и Тобаго или Кайманских островов. Поскольку 90 процентов «роз» таких экзотических сборных делают в Португалии, и их можно купить на всемирно известном интернет-аукционе еBay. Хотя в таком случае существует большая вероятность приобрести подделку. Фабрика, «на поток» производящая шарфы для продажи в других странах мира, располагается в Португалии. Эти «розы», как правило, не заказываются болельщиками и местным футбольным союзом, а выпускаются исключительно для реализации на крупных форумах с рук или по Интернету.

Число экземпляров коллекции может варьироваться от нескольких десятков до тысячи и больше. Несколько лет назад московские коллекционеры нашли информацию об одном итальянце, которому за 30 лет удалось собрать около 2,5 тысячи (!) «роз». К сожалению, в настоящее время этот поклонник «Скуадры адзурры» не выходит на связь, и о его судьбе ничего не известно.

Известны случаи, когда фанатские шарфы переживали существование своих клубов. В перестроечную эпоху стремительной кометой на футбольном небосклоне мелькнул московский клуб «Асмарал», хозяин которого, бизнесмен Аль-Халиди, вынашивал планы создания клуба-гранда вроде нынешнего «Челси». «С размахом» проведя селекционную компанию, он сумел собрать неплохих игроков, в числе которых, к слову, был и капитан сборной России на ЕВРО-2008 Сергей Семак. О премиальных в этом клубе ходили легенды, но вскоре то ли восточный бизнесмен разочаровался в своем детище, то ли у Аль-Халиди возникли финансовые проблемы, факт остается фактом: клуб с красивым и оригинальным названием был вынужден прекратить свое существование. На память о футбольных Нью-Васюках осталось лишь 15 шарфов, стоимость каждого из которых в среде коллекционеров составляет сегодня серьезную сумму. Два года назад за шарф этого клуба Lindros «отстегнул» две тысячи рублей, хотя до сих пор продолжает считать, что приобрел его за гроши, поскольку пока никто из коллекционеров не платил больше. Это при том, что стоимость старых «роз» возрастает с каждым годом.
90 процентов «роз» экзотических сборных можно купить на всемирно известном интернет-аукционе eBay.
КУПИТЬ НЕЛЬЗЯ ПРОДАТЬ?

Массовое производство шарфов российских клубов, по некоторым данным, началось с 1997 года в Турции. В то время в нашей стране этим еще никто не занимался. Да и по финансовым затратам на турецком берегу было значительно проще заказать шарфик волжского или столичного клуба. В настоящий же момент все интернет-магазины принадлежат известным и заслуженным фанатам, которые активно взаимодействуют с фабриками по производству шарфов. Поэтому, по словам Бориса, 90 процентов шарфов, изготовленных в РФ фанатами или клубами, так или иначе проходят через руки Lindrosа и других известных московских коллекционеров – Славы и Федора.

Поскольку «розы» сборных изготавливают промышленными масштабами в Европе, отыскать нужный шарф в интернете или магазинах, возле стадиона болельщикам не составит труда. Другое дело заполучить клубный шарфик, скажем, арабского или азиатского клуба, сшитый на своей исторической родине. Так, одним из предметов гордости коллекции Lindrosа является шарф группировки клуба из Южной Кореи.

Многие коллекционеры полагают, что все шарфы собрать невозможно, но все-таки о будущем своей коллекции Борис предпочитает не задумываться: «Сейчас я просто не могу остановиться. Это действительно часть моей жизни. Я вкладываю в нее всю свою душу, время и нервы. Может быть, поэтому у меня собраны в основном раритеты, хотя можно обойтись простой скупкой шарфов в интернет-магазинах. Конечно, я не планирую продавать часть своей души, но, как говорится, не стоит зарекаться, ведь в жизни может случиться всякое…».

Относительно создания собственного музея обладатель самой большой в Москве коллекции предпочитает говорить осторожно. Дескать, тяжело это будет осуществить, поскольку под данный проект нужно много денег. А еще Lindros мечтает о помещении на новом стадионе своего клуба. Все-таки посетить музей шарфов на стадионе будет гораздо интереснее, чем лицезреть фото на сайте: ведь можно увидеть и размер, и толщину, и способ вязки. Вообще, многие коллекционеры шарфов между собой дружат. И в общении с иностранными коллегами, при знании языка и наличии Интернета, теперь не возникает проблем. Благодаря усилиям коллекционеров, в ближайшее время увидят свет так называемые шарфы дружбы. Возможно, подобные акции собирателей «роз» заинтересуют новых потенциальных болельщиков, а агрессии на стадионах станет меньше.


Просмотров: 1541 | Добавил: doomik | Дата: 06.10.2010
Комментарии
Всего комментариев: 4
Revision by doomik